вторник, 19 марта 2013 г.

Мозговой штурм: сущность и опыт применения в специальной библиотеке


Лиханос Елена Викторовна,
методист Ставропольской краевой библиотеки
для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского


Аннотация: в рамках семинара для специалистов СКБСС в целях решения вопроса о наполнении информационного киоска, приобретенного библиотекой, был применен метод мозгового штурма. В настоящей статье мы расскажем о сущности данного метода, результатах собственного опыта его применения, предложим схему организации и проведения процедуры мозгового штурма.

Сегодня библиотека является не только носителем, но и проводником информационных технологий в массы. Об этом свидетельствует не только уровень технической поддержки внутренних рабочих процессов современного библиотечного учреждения, но и характер оказываемых библиотекой услуг. В целях продвижения и обеспечения возможности расширения номенклатуры последних нашей библиотекой был приобретен информационно-справочный киоск (терминал).

Он представляет собой программно-техническое устройство, снабженное сенсорным монитором и наушниками, что позволяет выводить информацию, как в текстовом, так и в звуковом форматах. Первоначально информ-киоск рассматривался нами как точка общественного доступа к государственным услугам в электронном виде, инструмент повышения информационно-технической культуры населения, рассчитанный на различные категории пользователей (вне зависимости от возраста, наличия/отсутствия и степени нарушения зрения и иных критериев). Учитывая многообразие предполагаемой целевой аудитории и специфику отдельных ее групп, вопрос о том, какой информацией наполнить киоск, мы решили задать сотрудникам, ведь каждый из них в той или иной степени работает с потребителями услуг СКБСС и имеет свое представление об их нуждах.

В качестве метода коллективного решения проблемы был выбран метод мозгового штурма (бреин сторминга  - brain storming). Сущность его проявляется в законе синергии, когда эффективность коллективного генерирования идей выше простой суммы индивидуальной творческой активности отдельных сотрудников. Действительно, как показывает практика, в команде часто «рождаются» такие решения, которые едва ли возникли бы при индивидуальной работе. При этом важно помнить, что успех мозгового штурма напрямую зависит от соблюдения правил его проведения и четкости распределения ролевых функций.

В соответствии с содержанием выбранного метода сотрудниками инновационно-методического отдела была сформулирована проблема (в полной и краткой формах), определена схема проведения бреинсторминга, распределены ролевые функции.

Открыла мозговой штурм разминка. Ее цель – подготовить коллектив к творческому процессу. Формы проведения разминки могут быть различны: от игры в рифмы до демонстрации друдлов (абстрактных ассоциативных картинок) и т.п. Мы предпочли последнее. Учитывая лимит времени (у нас он составил 12 минут), было отобрано семь картинок. Кроме того, в качестве «ободряющего» инструмента, призванного снять напряжение официоза, в процессе разминки раздавалось сладкое поощрение в виде конфет и пакетиков чая. Отметим, что это действительно сработало, позволив существенно повысить степень участия сотрудников в процедуре, снять напряжение, привнести шуточную нотку. Разминка прошла крайне оживленно и позитивно.

Вместе с тем, при разработке схемы мозгового штурма вопрос о целесообразности применения сладкого поощрения именно на этапе разминки вызвал дискуссии. С одной стороны, поощрять логичнее было бы за идею, а значит, и раздачу сладостей лучше включить в основной этап – этап генерирования идей. С другой стороны, шелест фантиков и поглощение конфет отвлекают от творческого процесса. Некоторые специалисты в области организации и проведения мозгового штурма в качестве поощрения предлагают использовать денежное вознаграждение, однако бюджет специальной библиотеки достаточно скромен, а потому от этой идеи пришлось отказаться. Вместе с тем, мы сделали важный вывод: выбор формы стимулирования определяется целями этапа мозгового штурма, на котором этот стимул применяется. Иначе говоря, конфеты со своей задачей вполне справились, но только на предварительном этапе. В рамках же основного – лучше выбрать те же монеты, отгулы и пр. 

Далее - основной этап или этап генерирования идей. Вначале ведущий описал проблему (ее содержание было представлено выше), рассказал о правилах мозгового штурма, регламенте времени (в нашем случае 15 минут), обозначил цель данного этапа. В качестве иллюстрации принятия абсолютно любых (даже самых «безумных») идей вниманию участников было предложено познакомиться с короткой зарисовкой из истории рождения метода мозгового штурма.

Мы сознательно не стали разделять участников на группы, как рекомендуют некоторые авторы. При этом исходили из следующей цепочки логически выстроенных оснований:

- в каждой группе есть лидер;

- участники группы ориентируются, прежде всего, на него;

- лидер наиболее активен;

- в результате число идей сводится к числу групповых лидеров;

- главная же цель на данном этапе -  собрать как можно больше идей любого качества при максимальном вовлечении каждого участника процесса генерирования.

Нам удалось получить достаточно большое количество предложений, все они фиксировались на бумаге членами заранее сформированной экспертной комиссии. Однако каких-либо уж очень нестандартных идей высказано не было. Причина, как нам кажется, кроется отчасти в том, что не все участники соблюдали правила мозгового штурма, хоть они и были предельно четко озвучены. Имели место обсуждение и критика, что категорически запрещено. Поэтому мы заключили, что эффективность основного этапа может быть выше в случае, если его сделать «немым», когда идеи не высказываются вслух, а пишутся участниками на листках.

На этапе группировки и  анализа собранные идеи были объединены в три блока. Несомненно, такое деление носило условный характер, однако для нас это было важно с точки зрения обеспечения удобства дальнейшего обсуждения. Участникам во время подведения итогов было предложено пообщаться по теме семинара. Некоторые члены коллектива восприняли это как призыв покинуть зал. В результате дальнейшее обсуждение приобрело сжатый характер, хотя участники его проявили довольно высокую активность. Отсюда мы сделали важный вывод: пауза в общении с аудиторией, которая возникает во время подведения итогов, должна быть обязательно заполнена. Это либо работа ведущего (в этом случае его не стоит включать в состав экспертной комиссии, как это сделали мы), либо паузу можно заполнить демонстрацией видеоролика. Важно найти такое  содержательное наполнение сюжета, чтобы у участников был соблазн непременно его посмотреть.        

Таким образом, схема проведенного нами мозгового штурма включает четыре этапа:

1.       разминка, проведенная с использованием демонстрации друдлов и конфетно-чайного поощрения.

2.          этап генерирования идей, базирующийся на трех главных правилах: не обсуждать, не критиковать, не перебивать друг друга, – и включающий:

- постановку проблемы;

- описание объекта обсуждения;

- краткую характеристику метода мозгового штурма;

- формулирование целей и задач участников бреин сторминга;

- оглашение правил и регламента мозгового штурма;

- собственно процесс генерирования.

3.        группировка идей экспертной комиссией.

4.         подведение итогов, обсуждение (общее и по блокам).

Эффективность проведенного нами мозгового штурма можно оценить как среднюю. Вместе с тем, это весьма неплохой опыт, который позволил нам сделать соответствующие выводы для организации последующих «мозговых штурмов».
Надеемся, что эти выводы окажутся полезны и для вас, уважаемые коллеги. Будем рады, если и у вас появится возможность поделиться своими наработками в данной области.

Комментариев нет: