Ноздринов В. В.,
библиотекарь
отдела
внестационарного обслуживания
Ставропольской краевой библиотеки для слепых
и
слабовидящих им. В. Маяковского
С
целью освоения специфики коммуникаций с категорией граждан, имеющих
одновременное нарушение слуха и зрения, сотрудники Ставропольской краевой
библиотеки для слепых прошли курс обучения по дополнительной образовательной программе повышения квалификации «Основы
тифлосурдокоммуникации» в г. Москве (13-18 апреля, 2015).
Поездка и обучение были организованы
фондом поддержки слепоглухих «Соединение». Он был учрежден 8 апреля 2014 года
на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под
председательством Президента России В.В. Путина. Решение о создании Фонда
продиктовано тем, что, несмотря на богатый исторический опыт и достижения,
слепоглухие в России в последние десятилетия оказались вне внимания власти и
общества.

Основная причина, приводящая к слепоглухоте
(помимо травм и возрастных проблем): синдром Ушера – генетическое врождённое
заболевание, по сути, повреждение генов. Множество людей являются носителями
синдрома Ушера, но проявляется он у детей, только если оба родителя являются
носителями и с 25% вероятностью. Заболевание это, как мы видим достаточно
редкое и имеет 3 вида проявления, в зависимости от того врождённой ли была
слепота, глухота у человека. Также известно, что больные синдромом Ушера
испытывают проблемы с вестибулярным аппаратом, т.е. им очень тяжело удерживать
равновесие в пространстве, даже просто спуск по ступенькам для некоторых
становится невозможным. Независимо от уровня того, насколько больной слышал и
видел при рождении с годами «Ушер» только прогрессирует и приводит к тотальной
слепоглухоте. Сегодня лекарства от болезни синдрома Ушера не существует, врачи
могут попытаться лишь на время замедлить ухудшение состояния человека.
В
рамках курса была запланирована экскурсия в необычное место – Сергиево-Посадский
детский дом слепоглухих, который был основан в 1962 году. Интернат – единственное
в России и уникальное, в своем роде, учреждение. В его организации и
становлении принимали участие известные ученые И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков. Слепоглухие дети в этом доме воспитываются с
3 до 18 лет. Воспитатели, учителя, врачи этого детского дома (да и, если
говорить честно, то и любого другого), настоящие герои, и каждый из них
заслуживает золотой памятник. Дети в детский дом попадают с самыми разными
проблемами со здоровьем синдромом Ушера, ДЦП, даунизмом и другими недугами.

Удивляешься,
знакомясь во время экскурсии со всеми стадиями обучения и воспитания детей
(обучение делится по возрастному признаку – дошкольное, школьное, и в
зависимости от проблем со здоровьем) какую огромную работу выполняют сотрудники
интерната. Видя 4-х летних детей, не умеющих толком ходить, держать ложку, и
полностью десоциализированных, удивляешься, как через 14 лет они становятся
полноценными членами общества, сдают ЕГЭ, идут на работу и могут даже поступить
в вузы. Не стоит забывать, что они к этому возрасту, как правило, уже ничего не
видят, не слышат или имеют остаточное зрение, слух.

Основными задачами детский дом для себя
считает:
- формирование культурно-гигиенических
навыков;
- формирование
средств общения;
- формирование
сенсорного опыта детей;
- формирование
социально-бытовых навыков;
- развитие
элементарных трудовых навыков;
- терапия
проблемного поведения;
- формирование
знаний по общеобразовательным предметам;
- развитие
вербальных средств общения;
- развитие умений ориентироваться и
передвигаться в макропространстве с применением специальных средств и приемов;
- формирование социально-бытовых навыков;
- развитие креативной деятельности в
творческих мастерских детского дома;
- совершенствование профессиональной
деятельности на предприятии ВОС и в производственных мастерских детского дома;
- максимальное участие в обслуживающем
труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома);
- организация интересного и развивающего
досуга.
Обучение начинается с самых азов, в
зависимости от состояния, прибывшего в интернат, ребёнка. Как говорят
воспитатели: «Если поступивший ребёнок не умеет ничего, кроме как крутить
колёсико, он будет крутить колёсико, и постепенно мы будем углублять обучение».
Удивляешься как учителя буквально «вытягивают» детей из такого состояния,
делают их достойными членами нашего общества.
Все, без исключения, воспитанники, по
возможности их сил, занимаются рукоделием и ремеслом. Дети лепят из глины,
ткут, рисуют, вышивают, склеивают фигуры из бумаги, дерева, листьев, желудей,
отливают декоративные свечки, в общем, развиваются всесторонне, что наверное
нельзя сказать про всех современных детей.
После
окончания интерната выпускники сталкиваются с проблемой трудоустройства,
дальнейшего обучения, или просто поиска своего места в жизни. Большинство
уходит в УПП (учебно-производственные предприятия) где их обучают несложной
механической работе руками и они там изготавливают различные изделия. Некоторые
же становятся людьми искусства – скульпторами, поэтами и даже художниками.
Мы расскажем вам о работе одной такой
мастерской по производству декоративных, расписных тарелок, кувшинов, кружек,
скульптур и других глиняных изделий. Творческое объединение «Круг» – волшебное
место и удивительная мастерская. Благотворительный фонд ТОК занимается социокультурной
реабилитацией слепоглухих инвалидов. Учредители объединения: Сергей Флейтин,
Генеральный секретарь ЕССГ (Европейского Союза СлепоГлухих), Марина Мень,
предприниматель и автор идеи - Ирина Поволоцкая. Миссия Фонда – пожизненное
сопровождение слепоглухих инвалидов. Слепоглухой, каким бы реабилитированным он
ни был, всегда будет нуждаться в помощи, причем, учитывая различия в состоянии
зрения и слуха и в уровне притязаний, организация помощи не может быть
унифицирована, она требует индивидуального подхода. Это касается как
социокультурных, так и бытовых аспектов жизни.
Фонд зарегистрирован в августе 2014
года, однако работа организации началась почти два года назад – в декабре 2012
года. За это время ими были реализованы разнообразные проекты, нацеленные на
улучшение качества жизни слепоглухих инвалидов.
Слепоглухие «Круга» работают в
интересном месте – мастерской арендованной Мариной Мень. Как она говорит: «Нам
подачки не нужны. Мы сами себя обеспечиваем, сами платим за аренду, выходим на
самообеспечение, потому что продукция у нас хорошая и пользуется спросом».
Мастерская «ТОКа» это не только рабочая зона, но и место встречи слепоглухих и
волонтёров, выставочный зал и одновременно лекционная. Общаясь со слепоглухими,
мы и не понимали, в каком информационном вакууме они живут. Скульптор,
работающий там, не знал простого вроде бы для нас слова «историк» и «история»,
пришлось буквально на пальцах, в прямом смысле этого слова (дактилем) объяснять
ему, кто есть кто, и на кого учился ваш покорный слуга.
В
завершении хочется сказать, что мы привлекаем всех волонтёров, работников
социальных учреждений и просто всех неравнодушных к проблеме слепоглухих
инвалидов. Такие люди живут среди нас, а мы ничего не знаем об их проблемах,
многие до встречи с ними даже не знали, не задумывались, что такие люди вообще
существуют и могут нормально жить, общаться, строить семьи, учиться и работать
на благо всего общества.
Мы выражаем огромную признательность фонду
Соединение за то, что они не остались равнодушны к такой щепетильной проблеме и
делают всё от них возможное, дабы помочь нуждающимся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий