четверг, 22 марта 2012 г.

Опыт публичных библиотек по обслуживанию людей с инвалидностью


         В течение многих лет Центральная детская библиотека ЦБС г. Братскаобслуживает детей-инвалидов и их родителей. Для организации системной работы в данном направлении сотрудники библиотеки совместно с сообществом «Родник» для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, при городском отделении ВОИ была создана программа «Радость, моя». Предварительный этап включил опрос среди родителей, посвященный плану мероприятий в рамках программы, и составление банка данных о детях-инвалидах.
           В рамках программы был организован цикл оздоровительных мероприятий, включивший занятия по развитию сенсомоторики, иппотерапии (катание на лошадях). Для родителей были подготовлены мероприятия, посвященные методическим приёмам воспитания детей, изданы серии буклетов, дайджестов. На базе библиотеки создана родительская группа, где взрослые могут поделиться своими проблемами и опытом.
           Программа способствовала повышению квалификации сотрудников библиотеки. Понять и изучить проблемы детской инвалидности им помогли семинары, консультации и встречи со специалистами из разных областей образования и медицины 
           
           
Продолжение смотри: Хлыстова, С. Программа «Радость моя» / С. Хлыстова // Современная библиотека. – 2010. – № 7. – С. 64–66.


       
             В 2009 г. Астраханская областная детская библиотека совместно с Астраханским государственным историко-архитектурным объединённым музеем-заповедником реализовала проект «Музей в гостях у детской библиотеки», адресованный детям с нарушениями зрения из школы-интерната для слепых и слабовидящих и ребятам коррекционных классов средней образовательной школы.
            Цель проекта – адаптация детей-инвалидов в обществе через создание интеллектуально-творческой среды и приобщение к культурным ценностям. Проект был направлен на развитие эстетического и художественного вкуса у детей с особенностями развития.
           В рамках реализации проекта читальный зал библиотеки превратился в импровизированный музей, где рядом с книжной выставкой разместились витрины с уникальными экспонатами – различными игрушками и куклами из фондов музея.
           Проект открылся недельным курсом «Игра и игрушка». Он включал систему групповых занятий, каждое из которых было посвящено определённой теме, раскрывавшейся всеми средствами вербального и визуального ряда. Освоению новых знаний и навыков способствовал метод монтажа, в основе которого лежит соединение различных форм массовой работы: громкие чтения, беседы, экскурсии, литературные викторины и игры, обзоры книжных выставок, театральные кукольные постановки и просмотр научно-популярных фильмов. Для развития адаптивности и закрепления полученных знаний, а также развития творческих способностей проводились мастер-классы по созданию глиняной игрушки, тряпичной и соломенной кукол, раскрашиванию и сборке деревянной игрушки, а также оригами.
          Итоговое занятие курсов завершилось выставкой детских работ, созданных в рамках мастер-классов. Каждый ребёнок получил в подарок мягкую игрушку как память о проведенных в библиотеке днях
.        
       
Продолжение смотри: Кабарухина, М. Музей в гостях у детей / М. Кабарухина // Современная библ. – 2010. – №  7. – С. 24–27.

Комментариев нет: